Arms
 
развернуть
 
662660, г. Краснотуранск, ул. Ленина, д. 57
Тел.: (391-34) 2-15-42
krastur.krk@sudrf.ru
схема проезда
662660, г. Краснотуранск, ул. Ленина, д. 57Тел.: (391-34) 2-15-42krastur.krk@sudrf.ru
Полезные ссылки:






 
Европейский суд по правам человека
 

ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решение суда №2-177/2009 от 08.07.2009 года по делу по заявлению Прокурора о признании бездействия администрации в области пож. безоп. незаконным

                                                                                                               Дело № 2-177-09

                 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Краснотуранск                                                                       08 июля 2009 года

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: федерального судьи  Шугалеевой В.С.,

при секретаре:  Гросс О.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа», к Управлению образования администрации Краснотуранского района и к Администрации Краснотуранского района о признании бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности незаконным,

УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Краснотуранского района обратился в суд  с иском в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа», к Управлению образования администрации Краснотуранского района  и к Администрации Краснотуранского района о признании бездействия по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности незаконным, в котором указал, что проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сарушенская основная  общеобразовательная школа» не в полной мере исполняет свои обязанности в части оборудования  помещений школы в соответствии с государственными нормами и требованиями о пожарной безопасности.

 Установлено, что 08.06.2009 года государственным инспектором Краснотуранского района по пожарному надзору ОГПН по Краснотуранскому району Б. проведена проверка выполнения требований пожарной безопасности в  МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа».

Проверкой установлено, что  в  помещениях МОУ «Сарушенская ООШ» отсутствует план эвакуации при пожаре, здание школы не обеспечено наружным противопожарным водоснабжением, пожарный щит не укомплектован инвентарем.

Таким образом, в МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа» нарушены требования « Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ- интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89», утвержденных Приказом Государственного комитета по народному образованию СССР № 541 от 04.07.1989 года( далее- Правил пожарной безопасностиППБ-101-89).

Согласно пункта 1.2. Правил пожарной безопасности ППБ-101-89,  руководители образовательных учреждений обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности. Ответственность за обеспечение пожарной  безопасности детских учреждений несут их руководители- директора, заведующие (пункт 1.3. Правил пожарной  безопасности ППБ-101-89).

Руководитель детского учреждения  обязан обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков, а также обеспечить своевременное выполнение мероприятий пожарной безопасности, предложенных органами государственного пожарного надзора и предусмотренных приказами и указаниями вышестоящих органов ( пункт 1.4. Правил пожарной безопасности ППБ-101-89).

Согласно  пункту 2.4.1. Правил пожарной безопасности ППБ-101-89, администрация детского учреждения обязана обеспечивать техническое обслуживание, исправное состояние и постоянную готовность к использованию находящихся на балансе учреждения систем противопожарного  водоснабжения (наружных водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами и указателями; пожарных водоемов и резервуаров; насосных станций для повышения давления в наружных и внутренних водопроводных сетях; пожарных пирсов и подъездов к естественным водоисточникам; внутренних пожарных кранов; стационарных установок водоснабжения, приспособленных для забора воды на случай пожара)

Согласно Устава Муниципального общеобразовательного учреждения «Сарушенская основная  общеобразовательная школа», утвержденному 29.03.2005 года учредителем (Управлением образования администрации Краснотуранского района), МОУ «Сарушенская ООШ» является юридическим лицом.

Имущество, имеющееся у школы, находится у МОУ «Сарушенская ООШ» в оперативном управлении, собственником имущества является администрация Краснотуранского района.

Проверкой установлено, что причиной неисполнения требований пожарной безопасности в МОУ «Сарушенская ООШ» является ненадлежащее финансирование образовательного учреждения, отсутствие у него необходимых финансовых средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, неисполнение ответчиками своих обязанностей по обеспечению и оснащению образовательного процесса, оборудованию помещений образовательного учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями , в том числе в соответствии с требованиями пожарной безопасности , создает реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся и  работников образовательного учреждения во время  образовательного процесса.

В связи с изложенным прокурор просит признать бездействие Муниципального образовательного учреждения «Сарушенская основная  общеобразовательная школа», Управления образования администрации Краснотуранского района и Администрации Краснотуранского района по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности в образовательном учреждении МОУ «Сарушенская ООШ» незаконным и обязать МОУ «Сарушенская основная  общеобразовательная школа», Управление  образования администрации Краснотуранского района и Администрацию Краснотуранского района в срок до 25 августа 2009 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа»: оборудовать наружное противопожарное водоснабжение школы,  изготовить планы эвакуации в соответствии с  требованиями ГОСТа, укомплектовать пожарный щит необходимым инвентарем.

 

            В судебное заседание прокурор Краснотуранского района Кайнов Ю.Г., не прибыл, но от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, и что он,  заявленные  требования поддерживает, уточняет их, и просит суд признать бездействие Муниципального образовательного учреждения «Сарушенская основная  общеобразовательная школа», Управления образования администрации Краснотуранского района и Администрации Краснотуранского района по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности в образовательном учреждении МОУ «Сарушенская ООШ» незаконным и обязать МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа», Управление  образования администрации Краснотуранского района в срок до 1 декабря 2009 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа»: оборудовать наружное противопожарное водоснабжение школы, изготовить планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТа, укомплектовать пожарный щит необходимым инвентарем. Возложить на Администрацию Краснотуранского района обязанность произвести финансирование установки наружного противопожарного водоснабжения и укомплектования необходимым инвентарем пожарного щита  в срок до 1 декабря 2009 года в  МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа».

            Ответчик Муниципальное образовательное учреждение «Сарушенская основная общеобразовательная школа» (далее по тексту – МОУ «Сарушенская ООШ»), в лице директора школы Д. с исковыми требованиями прокурора Краснотуранского района согласна. В связи с недостаточным финансированием школа не может оборудовать наружное противопожарное водоснабжение самостоятельно. План эвакуации у них в школе имеется , но он не соответствует требованиям,  пожарный щит укомплектован инвентарем, но  весь инвентарь в одном наборе.

            Соответчик: представитель Управления образования  администрации Краснотуранского, К., в судебном заседании исковые требования прокурора не признал и пояснил, что на балансе школы  водоснабжение не находится , все водоснабжение  села  находится на балансе сельского Совета и сельский совет должен произвести установку наружного противопожарного водоснабжением в школе. Также он не согласен, что  в школе, в которой обучалось 4 человека необходимо изготавливать планы эвакуации при пожаре, так как в правилах пожарной безопасности, указано, что только при наличии одновременного  присутствия более 10 человек необходимо изготавливать план эвакуации.

         Соответчик: Администрация Краснотуранского района, в судебное заседание не прибыла, но от  них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии , и что они не возражают против удовлетворения иска.

          В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца прокурора Краснотуранского района и соответчика Администрации Краснотуранского района  по имеющимся в деле доказательствам.

       Свидетель  Б. - государственный инспектор  Краснотуранского района по пожарному надзору, в суде пояснил, что 4 июня по 8 июня 2009 года проводилась внеплановая проверка  пожарной безопасности  в МОУ «Сарушенская ООШ», были выявлены нарушения пожарной безопасности, а именно  отсутствие наружного противопожарного водоснабжения, в помещениях школы нет плана эвакуации при пожаре  выполненных в соответствии ГОСТа, пожарный щит не укомплектован инвентарем в полном наборе: должно быть 4 ведра, два топора, две лопаты, два багра. Директор МОУ «Сарушенская ООШ» при вынесение предписания об устранении недостатков по  противопожарной безопасности ссылалась на отсутствие денежных средств. В школе должен быть план эвакуации, хотя там и обучается 4 человек, так как через какое-то время могут обучаться и более 10 человек. Кроме тог, в школе проводятся и различные мероприятия, приходят родители школьников, поэтому в помещении школы  должны быть вывешены планы эвакуации при пожаре, которые должны быть  изготовлены в соответствии  требований ГОСТа.

            Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, заявление прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по  следующим основаниям.

            Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц.

      В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья. 

     Статьей 51 Закона  РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-14 (далее- Закон РФ «Об образовании») предусмотрено, что в образовательных учреждениях должны быть созданы условия, гарантирующие охрану здоровья обучающихся, воспитанников.

      Как установлено в судебном заседании и видно из материалов дела в результате проверки, проводимой прокуратурой Краснотуранского района по соблюдению требований пожарной безопасности в Сарушенской основной общеобразовательной школе выявлено нарушение требований пожарной безопасности, так как в  школе отсутствует наружное противопожарное водоснабжение, не изготовлены планы эвакуации в соответствии  требований ГОСТа, не укомплектован пожарный щит необходимым инвентарем.

      Из пояснений в судебном заседании свидетеля Б., являющегося государственным инспектором Краснотуранского района по пожарному надзору, следует, что органом пожарного надзора вносилось  предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности  в МОУ «Сарушенская ООШ». Однако, вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности до сих пор не устранено, так как руководство МОУ «Сарушенская ООШ» ссылается на отсутствие денежных средств. Ежегодно орган пожарного надзора направляет в Администрацию Краснотуранского района информацию о состоянии пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях района.

           Согласно пункта 1.3 Устава МОУ «Сарушенская  основная  общеобразовательная школа», Учредителем  школы является Управление образования администрации Краснотуранского района и отношения между Учредителем (Управлением образования администрации Краснотуранского района) и школой регулируются договором, заключенным между ними(л.д.18-23)

           Пунктом  6.5 Устава предусмотрено, что собственник имущества, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за школой, в целях обеспечения ее уставной деятельности, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Земельный участок закрепляется за школой в бессрочное бесплатное пользование. Финансирование школы осуществляется на основе договора, на основе государственных, местных нормативов финансирования (л.д. 18-23)

          Аналогичная норма содержится в пунктах 1,19 ч.2 и пунктах 3  части 3 ст. 32  Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании», к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке, ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Согласно пункта 9.1. Договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем от 09.01.2008 года, Управление образованием администрации Краснотуранского района осуществляет финансирование расходов учреждения в пределах ассигнований, выделенных бюджетом в соответствии с утвержденными сметными назначениями(л.д. 13-16)

В соответствии с пунктом 2.2.1. «Положения об управлении образования» администрации Краснотуранского района», утвержденным постановлением Главы Краснотуранского района от 22.01.2009 года № 21-н, Управление образования администрации Краснотуранского района разрабатывает предложения по формированию местных бюджетов в части расходов на образование, планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования.

Имущество, имеющееся у школы, находится в МОУ «Сарушенская ООШ» в  оперативном управлении, собственником имущества является администрация Краснотуранского района (л.д.17)

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник  несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 2 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по свои обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными  средствами. При  недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества (учредитель). При этом речь идет о любых обязательствах, возникших из  предусмотренных пунктом 1 ст. 8 ГК РФ оснований, в том числе из договора, судебных решений и т.д. (пункт 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской федерации от 22.06.2006 года № 21).

 Согласно статьи 32  Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года « Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и  иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа, и вида, и уставом образовательного учреждения.

Согласно статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности», руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы  и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Закона «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается- невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 38 указанного Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут, в том числе собственники имущества.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 (далее – Правила), которые обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункта 3.1 и 3.9. Правил пожарной безопасности ППБ-101-89, детские учреждения должны быть оснащены первичными средствами пожаротушения независимо от оборудования зданий и помещений установками пожаротушения и пожарными кранами. На территории 111а, 111б, 1У, 1Уб, У степеней огнестойкости, расположенных в сельской местности, следует оборудовать пожарные посты с набором следующих первичных средств пожаротушения: огнетушителей пенных, емкостью 10 л – 2 штуки, 4 –ведра, 2- топора, 2- багра, 2- лопаты, лестница-1.

Согласно пункта 10 Правил, собственник имущества должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со ст. ст. 120 и 296 Гражданского кодекса РФ и ст. 38 Федерального закона « О пожарной безопасности», ответственность за содержание зданий и помещений возлагается на учреждения, в оперативном управлении которых находятся указанные объекты.

         Таким образом, обязанность по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности  федеральным законодательством возложена на орган местного самоуправления муниципального района, являющиеся собственниками имущества общеобразовательных учреждений. В данном случае такую обязанность по обеспечению пожарной безопасности в МОУ «Сарушенская ООШ» несет Управление образования администрации Краснотуранского района, МОУ « Сарушенская основная общеобразовательная школа» и Администрация Краснотуранского района.

         Между тем, в судебном заседании установлено, что Администрацией Краснотуранского района финансовые средства на такое противопожарное мероприятие как оборудовать наружное противопожарное водоснабжение школы в МОУ «Сарушенская ООШ» не выделялись. Выделяемых им отделу образования финансовых средств недостаточно для принятия мер противопожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

      По мнению суда, бездействие Администрации Краснотуранского района по невыполнению требований пожарной безопасности выразилось в недостаточном финансировании мероприятий противопожарной безопасности в указанном муниципальном общеобразовательном учреждении, и это бездействие нарушает права неопределенного круга лиц на создание безопасных условий для обучения и работы, создает непосредственную угрозу жизни и здоровью детей и работников школы.

         

       Как установлено в судебном заседании  администрацией Краснотранского района, Управлением образования администрации Краснотуранского района и МОУ «Сарушенская  ООШ»  не устранены нарушения требований пожарной безопасности, согласно предписаний государственного пожарного надзора от 08 июня 2009 года, выявленные государственным инспектором Краснотуранского района по пожарному надзору Б. в ходе внеплановой проверки 08 июня 2009 года, что подтверждается актом № 77 от 08 июня 2009 года (л.д.9)

      Неисполнение требований нормативных документов по пожарной безопасности нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку влечет возможность возникновения пожаров, либо создает препятствие к своевременному оповещению людей об их возникновении , эвакуации и тушению.

       В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

          На основании изложенного , руководствуясь ст. ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Иск прокурора Краснотуранского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

      Признать бездействия МОУ «Сарушенская основная образовательная школа», Управление образования и Администрацию Краснотуранского района, по неисполнению требований законодательства о пожарной безопасности в образовательном учреждении МОУ «Сарушенская  основная образовательная школа», незаконным.

      Возложить на Администрацию Краснотуранского района обязанность произвести финансирование установки наружного противопожарного водоснабжения, изготовления планов эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТа и укомплектования пожарного щита необходимым инвентарем в срок до 01 декабря 2009 года в МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа», расположенной в с. Сарушка ул. Октябрьская дом № 24.

     Обязать МОУ «Сарушенская основная образовательная школа», Управление образования  в срок до 01 декабря  2009 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «Сарушенская основная общеобразовательная школа»: оборудовать наружное противопожарное водоснабжение школы, изготовить планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТа и укомплектовать  пожарный  щита необходимым инвентарем, расположенной в с.Сарушка ул. Октябрьская  дом № 24.

     Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд.

    Федеральный судья                                                                      Шугалеева В.С.

Решение суда вступило в законную силу: 20.07.2009г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

опубликовано 23.03.2010 11:23 (МСК), изменено 20.05.2010 07:16 (МСК)