Arms
 
развернуть
 
662660, г. Краснотуранск, ул. Ленина, д. 57
Тел.: (391-34) 2-15-42
krastur.krk@sudrf.ru
схема проезда
662660, г. Краснотуранск, ул. Ленина, д. 57Тел.: (391-34) 2-15-42krastur.krk@sudrf.ru
Полезные ссылки:






 
Европейский суд по правам человека
 

ДОКУМЕНТЫ СУДА
Решение суда №2-79/2009 от 07.05.2009г. по гр. делу по иску Прокурора в интересах инвалида к УСЗН Краснотуранского района о признании действий незакон
Дело №2-79/2009
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2009 года                                                                                                             с. Краснотуранск
 
Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:
Председательствующего федерального судьи Шугалеевой B.C.
С участием помощника прокурора Краснотуранского района Красиковой Н.А.
При секретаре: Гросс О.В.
 
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснотуранского района Каинова Ю.Г. в защиту интересов инвалида П. к Управлению социальной защиты администрации Краснотуранского района о признании действий Управления социальной защиты администрации Краснотуранского района в части не предоставления П. субсидии на оплату принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская, в размере 50% от размера оплаты, незаконными, и обязать Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района предоставить П. субсидию на оплату жилого помещения в размере 50% от размера платы за период с января 2006 года по декабрь 2008 года, суд
 
УСТАНОВИЛ:
 
Прокурор Краснотуранского района Каинов Ю.Г. действующий в защиту интересов инвалида второй группы П., обратился в суд с исковым заявлением о признании действий Управления социальной защиты администрации Краснотуранского района в части не предоставления П. субсидии на оплату принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская, в размере 50% от размера оплаты, незаконными, и обязать Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района предоставить П. субсидию на оплату жилого помещения в размере 50% от размера платы за период с января 2006 года по декабрь 2008 года.
Заявленные требования мотивировал тем, что П. согласно справки медико-социальной экспертизы от 08.02.2001 года пожизненно является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
В соответствии с договором на приватизацию квартиры от 16.06.1993 года администрацией Краснотуранского района П. передана в частную собственность квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская. Указанный договор зарегистрирован Краснотуранским бюро технической инвентаризации 17.06.1993 года. Дом по ул. Октябрьская является многоквартирным.
В соответствии с положением п. 13. ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим детей- инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, -на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно ст. 28.2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», установленные в соответствии со статьей 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.
В соответствии с положениями ст.ст. 15 и 24 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» инвалидам, вне зависимости от дохода, субсидии, в том числе на внесение платы за жилье предоставляются путем перечисления средств органов местного самоуправления до установленного срока внесения платы за жилье и коммунальные услуги на имеющиеся или открываемые в выбранных получателем субсидий банках банковские счета или вклады до востребования.
По решению органов местного самоуправления субсидии могут предоставляться путем выплаты (доставки) средств через организации связи ( п.2 ст. 24 Закона).
После установления инвалидности П. обратилась в Управление социальной защиты администрации Краснотуранского района (далее по тексту УСЗН) за разъяснением о полагающихся ей льгот.
Протоколом № б/н от 30.10. 2006 года руководителя УСЗН С. в соответствии с требованиями Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», П. назначены на период с 01.01.2006 года пожизненно социальные льготы, в размере 50% в оплате за отопление, в оплате за коммунальные услуги, в оплате за газ и в оплате за электроэнергию.
За период с 01.01.2006 года по 31.12.2008 года льгота по оплате жилого помещения в размере не менее 50% П. не предоставлялась, в связи с тем, что по мнению УСЗН на П. не распространяется положение о предоставлении ей субсидий на оплату жилого помещения в размере не менее 50% (предусмотренная ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), так как указанное жилое помещение (квартира) принадлежит П. на праве собственности, то есть относится к частному жилищному фонду (ст. 19 Жилищного кодекса РФ), а в соответствии с требованиями Закона данная субсидия предоставляется лишь на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Отказ УСЗН в предоставлении П. субсидии по оплате за жилое помещение является незаконным по следующим основаниям, так как по смыслу п. 13. ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», льгота предоставляется инвалидам независимо от того, находится ли занимаемое ими жилое помещение в многоквартирном доме в собственности или на праве социального найма.
В судебном заседании помощник прокурор Краснотуранского района Красикова Н.А., исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по изложенным основаниям.
Истица П. была извещена о времени и месте рассмотрения дела по существу судебной повесткой с уведомлением о вручении, в судебное заседание не прибыла, Но от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие, исковые требования прокурора района поддерживает.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района в лице С. по доверенности ( л.д.25), в судебное заседание не явилась, но от нее поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие и, что против удовлетворения исковых требований не возражает.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, заявленных прокурором Краснотуранского района, действующего в интересах инвалида второй группы П. по следующим основаниям:
В соответствии с п. 13 ст. 17 , ст. 28.2 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ( в редакции от 23.07.2008 года № 160-ФЗ) (далее по тексту- Федеральный Закон), инвалидам предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления- на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам переданы субъектам Российской федерации (ст. 28.2 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» введена Федеральным Законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ).
В соответствии с Законом Красноярского края от 27.12.2005 года за № 17-4392 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственными полномочиями по социальной поддержке инвалидов» и № 17-4395 «О наделении органов самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг», на основании постановления администрации Краснотуранского района № 230-п от 31.08.2005 года «О переходе предоставляемых субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в денежной форме» с 01.01.2006 года. УСЗН администрации Краснотуранского района производит расчет мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и предоставляет их в виде субсидий.
Согласно п.1 ч.7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года за № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статей 17 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской федерации», полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно паспорта, выданного 28.11.2003 года Краснотуранским РОВД Красноярского края, на имя П., 26.07.1966 года рождения, прописана по адресу: с. Краснотуранск ул. Октябрьская дом квартира(л.д.5).
Согласно справки Сер. МСЭ 009 № 050082, выданной П., является инвалидом второй группы, инвалидность установлена, бессрочно (л.д. 10).
На основании договора на приватизацию квартиры от 16 июня 1993 года зарегистрированному в Краснотуранском бюро технической инвентаризации 17 июня 1993 года (запись в кадастровую книгу под № 85), П. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская. В квартире П. зарегистрирована и проживает в настоящее время ( л.д.4,12).
В 2006 году П. обратилась к начальнику УСЗН администрации Краснотуранского района о предоставлении ей мер социальной поддержки как инвалиду, что не отрицает и представитель ответчика.
Согласно ответа руководителя УСЗН администрации Краснотуранского района С. от 30.04.2009 года и в соответствии с протоколом № б/н о назначении субсидии отдельным категориям граждан от 02.03.2006 года, утвержденного руководителем УСЗН, П. как инвалиду назначались социальные льготы на период с 01.04.2001 года пожизненно. Как усматривается из протокола, П. в указанные периоды назначались 50% льгота по оплате за отопление, холодное водоснабжение, водоотведения, за газовые баллоны и электричество (л.д. 23).
Таким образом, льгота, предусмотренная ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части 50 % оплаты жилья П. не предоставлялась.
Как следует из положений ст. 17 ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 15. Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «Об утверждении правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», достаточным основанием для получения скидки не ниже 50% с квартирной платы, является наличие у лица соответствующего статуса.
Статьей 18 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Действие ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года в установленном порядке не приостанавливалось. Закон является действующим и подлежащим применению.
Введенный в действие с 01 марта 2005 года Жилищный Кодекс РФ, в связи с принятием которого Закон Российской федерации «Об основах федеральной жилищной политики» № 4218-1 от 24.12.1992 года утратил силу, в отличие от ЖК РСФСР, прямо не закрепляет Жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, в его ст. 160, говорится только о возможности предоставления в порядке и на условиях, установленных федеральными законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов для отдельных категорий граждан. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения действия данного Кодекса.
В соответствии с Жилищным Кодексом РФ, вступившим в действие с 01.03.2005 года, жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений.
Согласно ст. 19 ЖК РФ, жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищный фонды. При этом частный жилищный фонд- это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц; государственный жилищный фонд- это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации( жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ( жилищный фонд субъектов РФ); муниципальный жилищный фонд-это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальных образований.
Таким образом, в многоквартирном жилом доме могут находиться жилые помещения, относящиеся к разным жилым фондам.
Судом установлено, что П. проживает в жилом помещении, принадлежащем ей на праве собственности.
Согласиться с доводами ответчика считающего, что в данном случае правовых оснований для предоставления инвалиду П., проживающей в многоквартирном доме с помещениями, имеющими разный правовой режим, не имелось, означало бы ограничение действия федерального закона, что, по мнению суда, недопустимо.
Как указал в своем Определении от 20.12.2005 года № 463-0 Конституционный суд РФ, Конституция РФ, провозглашавшая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов (статья 7).
Определение условий и порядка предоставления такой поддержки осуществляется исходя из специфики конкретных правоотношений- законодателем. Положение статьи 17 Федерального Закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право инвалидов на 50 % скидку на оплату жилого помещения, относится к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равные с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод. Применение и истолкование указанного положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», должно осуществляться во взаимосвязи с нормами иного законодательства.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», социальная защита инвалидов- система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни.
Из смысла п. 13 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» следует, что пятидесятипроцентная льгота по оплате за жилое помещение должна предоставляться гражданам- инвалидам независимо от того, на каком правовом основании они пользуются жилыми помещениями, расположенном в многоквартирном жилом доме. Иное противоречило бы закрепленным Конституцией РФ принципам социальной защищенности и равенства прав граждан и означало бы, что лицам, отнесенным к одной категории инвалидов предусмотрены разные объемы социальных гарантий, что по мнению суда недопустимо. Установленная государственная льгота по оплате за жилое помещение не может быть поставлена в зависимость от тог, на каком праве инвалидам принадлежит занимаемое ими жилое помещение.
Как следует из положения ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 года № 901 «Об утверждении правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов, по обеспечению их жилищными помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», достаточным основанием для получения скидки не ниже 50 % с квартирной платы, является наличие у лица соответствующего статуса.
Таким образом, инвалиду второй группы П. должна была предоставляться льгота по оплате за принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение в оспариваемые периоды времени. Отказ в предоставлении такой льготы является незаконным.
На основании вышеизложенного, требования прокурора Краснотуранского района подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
 
РЕШИЛ:
 
Иск прокурора Краснотуранского района действующего в интересах инвалида второй группы П. о признании действий Управления социальной защиты администрации Краснотуранского района в части не предоставления П. субсидии на оплату принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская, в размере 50% от размера оплаты, незаконными, и обязать Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района предоставить П. субсидию на оплату жилого помещения в размере 50% от размера платы за период с января 2006 года по декабрь 2008 года, удовлетворить.
Признать действия Управления социальной защиты населения администрации Краснотуранского района в части не предоставления П. субсидии на оплату принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Краснотуранский район, с. Краснотуранск ул. Октябрьская, в размере 50% от размера оплаты, незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения администрации Краснотуранского района предоставить П. субсидию на оплату жилого помещения в размере 50% от размера платы за период с января 2006 года по декабрь 2008 года.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 дней.
 
 
Председательствующий Федеральный судья                                                            Шугалеева B.C.
 
 
Решение вступило в законную силу: 19.05.2009г.
опубликовано 23.03.2010 11:23 (МСК), изменено 20.05.2010 07:12 (МСК)